Дата публикации: 13.05.2015 17:59
Дата изменения: 03.04.2018 16:37

По индикатору «Международная торговля» Казахстан занял 123 место (в прошлом году 119), опустившись на 4 позиции (МФ соисполнитель, ответственный МНЭ).

Причиной понижения по данному индикатору являются большие временные и финансовые затраты на экспорт.

         Экспорт товаров в индикаторе «Международная торговля» не означает только таможенную процедуру экспорта товаров. Данный индикатор включает в себя все затраты (временные и денежные затраты на разрешительные документы от других Государственных органов, на оформление брокерами таможенной документации, на погрузку, транспортировку и выгрузку товаров и т.д.,), связанные с экспортом и импортом товаров. Таким образом, согласно межведомственному исследованию (МФ, МИР, МНЭ) доля затрат на таможенные операции в данном индикаторе не значительна и составляет по финансовым затратам в среднем 70 долларов США (из 894 долларов США) и временные затраты в среднем составляет 7 часов (из 261 часа).

В целях упрощения и ускорению таможенных операций, повышения эффективности борьбы с коррупцией. На данный момент ведется работа по внедрению электронного декларирования товаров с соблюдением принципа Е-окна.

С 1 октября 2017 года внедрен модуль «Транзит» ИС «Астана 1».  С учетом того, что новый Кодекс предусматривает применение электронного декларирования, с 1 января 2018 года в информационной системе АСТАНА-1 на платформе «ASYCUDA» запущен модуль «Экспорт 10», в рамках которого предусматривается 100% электронное декларирование, с 1 апреля 2018 года в ИС «Астана 1» запущены остальные процедуры.

на 3 апреля 2018 года.

 

Оформленные

д/т (ед.)

Зелёный коридор (ед.)

Красный коридор (ед.)

Жёлтый коридор (ед.)

Транзит

181 006

166 358

1 992

12 656

Экспорт

20 014

19 892

113

9

Импорт

346

297

4

45

 

В целом, данная инициатива Минфина участниками ВЭД принята положительно. Это объясняется тем, что данная информационная система бесплатна для использования участниками ВЭД. Обновление данных осуществляется силами КГД без привлечения аутсорсинга.

В целях сокращения времени внедрена передача данных о платежах посредством Платежного шлюза «Электронного Правительства» (ПШЭП).

В целях совершенствования оказания государственных услуг, улучшения позиции Казахстана в рейтинге «Doing Business» пунктом 10 статьи 25 Закона Республики Казахстан «О платежах и платежных системах» от 26.07.2016 года закреплена обязанность банков по предоставлению государственным органам, судам через платежный шлюз «электронного правительства» (далее - ПШЭП) сведений и информации об осуществленных платежах и (или) переводах денег, связанных с уплатой платежей в бюджет, перечислением обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений, а также оплатой государственных услуг в порядке и сроки, установленные уполномоченным органом в сфере информатизации по согласованию с Национальным Банком Республики Казахстан.

Также согласно пункту 5 статьи 50 Закона о платежах, не допускаются отзыв и приостановление исполнения платежного документа на уплату указанных платежей, сведения и информация по которым переданы через ПШЭП.

Таким образом, на законодательном уровне установлена обязанность банков по передаче информации по обязательным и другим платежам в бюджет в информационные системы соответствующих государственных органов, судов через ПШЭП по принципу одного окна без их бумажного подтверждения.

Данное взаимодействие по налоговым и таможенным платежам, запущенное с 01.11.2016 года, позволило сократить срок передачи информации о платежах в информационные системы КГД с 2-х рабочих дней после осуществления налогоплательщиками уплаты до нескольких минут.

Передача информации в онлайн режиме реализована в целях оперативного подтверждения уплаченных налоговых и таможенных платежей в бюджет, исключения требования предоставления документов, подтверждающих уплату при выпуске товаров, своевременной и адресной разноски платежей на лицевые счета налогоплательщиков, и соответственно, своевременного оказания государственных услуг.

По состоянию на 1.04.2018 года к системе онлайн платежей из 33 Банков подключено 27 Банков, из них по таможенным платежам - 24 Банка (АО «Казпочта», АО «Народный банк», АО «ЭкспоКредит», АО «Исламский Банк Al-Hilal», АО «Банк Kassa Nova», АО «Шинхан Банк», АО «Delta Bank», АО «Qazaq Banki», АО «АТФ Банк», АО «Банк ВТБ», АО «RBK Банк», АО «Эксимбанк Казахстан», АО «ForteBank», АО «Евразийский Банк». АО «КАЗКОММЕРЦБАНК», АО «АлтынБанк», АО «КаспийБанк», АО «ДБ Банк Китая в Казахстане», АО «Ситибанк Казахстан», АО «Торгово-промышленный Банк Китая в г.Алматы», АО «Банк ЦентрКредит», АО «Жилстройсбербанк Казахстана», АО «Нурбанк», АО «Capital Bank Kazakhstan»).

В соответствии с статьей 138 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном деле в Республике Казахстан» при уплате плательщиком или третьим лицом в счет плательщика таможенных пошлин, налогов и пени, подтверждением их уплаты для выпуска товаров являются, в том числе   сведения и информация, переданная банками второго уровня и организациями, осуществляющими отдельные виды банковских операций, через платежный шлюз «электронного правительства» об уплаченных суммах таможенных пошлин и налогов.