Дата публикации: 28.04.2015 19:17
Дата изменения: 03.04.2018 16:22

Казахстан из 190 стран занял 50 место улучшив свои показатели на 10 позиций (в прошлом году 60 место).

Данные показатели улучшились за счёт снижения и упрощения административных барьеров.

Во-первых. В процессе реформирования налогового аудита в 2017 году мы пересмотрели порядок назначения и проведения проверок. В результате за 12 месяцев 2017 года практически в половину сокращено количество налоговых и таможенных проверок. Если в 2016 году мы провели 77860 проверок, то в 2017 году проведено лишь 42873 проверок, что меньше на 45%. При этом нами увеличена эффективность налоговых проверок, так, по налоговым проверкам взыскано в бюджет 94,8 млрд. тенге, по сравнению с прошлым годом результат увеличился на 1,5 раза.

Во-вторых, с 1 июля 2017 года изменился порядок рассмотрения жалоб налогоплательщиков на результаты налогового контроля. Теперь процедуры апелляции проходят на уровне Министерства финансов, и рассмотрение жалоб на уведомления на результаты проверок осуществляет Апелляционная комиссия, в которой участвуют представители заинтересованных государственных органов и НПП «Атамекен».

В-третьих, самая кардинальная реформа -  в новом налогом кодексе предусмотрен возврат дебетового сальдо по налогу на добавленную стоимость. То есть, с 1 января 2019 года любой налогоплательщик, который будет использовать контрольный счет по НДС, будет иметь возможность вернуть всю сумму превышения по НДС. (ЗРК от 25.12.2017 г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан  "О налогах и других обязательных платежах в бюджет").

Первый Кодекс кодифицировал нормы, Второй снизил налоговую нагрузку, а задачей третьего Кодекса является изменение идеологии и упрощение.

Идеология направлена на защиту добросовестного налогоплательщика. Администрирование упростилось, и будет мотивировать самостоятельную уплату налогов. Кроме того, смена парадигмы позволяет нам применять новые клиент ориентированные модели:

Во-первых - это планирование поступлений вместе с бизнесом на основе новой Модели драйверов.

Во-вторых - сокращение проверок и экономических расследований.

В-третьих - это помощь со стороны государства бизнесу через сокращение форм налоговой отчетности, расширение налогового консультирования и улучшение инфраструктуры органов государственных доходов.

В ответ бизнес даст нам информационную открытость в части сведений, необходимых для налогового администрирования, что позволит объединить усилия общественного контроля и системы управления рисками государственных доходов.

Норма о возврате превышения НДС для всех категории налогоплательщиков приостановлена до 1 января 2019 года. (ЗРК от 25.12.2017 г. «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан "О налогах и других обязательных платежах в бюджет").

В качестве планируемых мер по улучшению позиции Казахстана по индикатору «Налогообложение», планируется следующее:

  1. Выписка электронных счетов-фактур всеми плательщиками НДС, а также внедрение специального НДС счета;
  2. Возврат дебетового сальдо по НДС при наличии контрольного счета.