- Департаменты по регионам
- Астана
- Алматы
- область Ұлытау
- Шымкент
- область Жетісу
- Акмолинская область
- область Абай
- Актюбинская область
- Алматинская область
- Атырауская область
- Восточно-Казахстанская область
- Жамбылская область
- Западно-Казахстанская область
- Карагандинская область
- Костанайская область
- Кызылординская область
- Мангистауская область
- Павлодарская область
- Северо-Казахстанская область
- Туркестанская область
Дата публикации: 30.05.2019 14:46
Дата изменения: 13.07.2020 13:56
1. Вопрос: Может ли декларант, получивший решение о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, осуществлять таможенное декларирование компонентов товаров в общеустановленном порядке (без применения ст. 190 ТК РК)?
Ответ: Пунктом 3 статьи 190 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан" установлены условия применения особенностей таможенного декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде.
При этом применение данных особенностей таможенного декларирования товаров является правом, а не обязанностью декларанта, даже если декларантом получено Решение по классификации товаров, поставляемых в несобранном виде (далее – Решение).
Т.е. декларант вправе применять особенности таможенного декларирования при соблюдении соответствующих пункту 3 статьи 190 Кодекса РК условий.
Вместе с тем, декларант может декларировать товары в общеустановленном порядке, даже если им в таможенном органе получено Решение. Такой случай не является нарушением таможенного законодательства.
2. Вопрос: Можно ли при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита компонентов товара, ввозимого в разобранном виде, вместо предварительного решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС или решения о классификации товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, представить таможенному органу другие документы, где указан классификационный код, например, экспортную декларацию страны вывоза?
Ответ: Абзац второй пункта 4 и абзац второй пункта 5 статьи 41 Кодекса Республики Казахстан "О таможенном регулировании в Республике Казахстан", предусматривают, что коды указанные в принятых предварительных решениях по классификации товаров (далее – ПКР) или в принятых решениях по классификации товаров, поставляемых в несобранном виде (далее - КРНВ) могут применяться при таможенном декларировании по таможенной процедуре «таможенный транзит». Т.е. коды указанные в ПКР или КРНВ могут указываться в транзитных декларациях.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11.2017 № 138 определены особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном виде, и определения размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров» (далее – решение № 138).
Решением 138 предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза в несобранном виде, перевозимых по территориям двух и более государств – членов ЕАЭС в течение определенного периода времени одним или несколькими транспортными средствами международной перевозки, применяется с учетом того, что разобранный товар может декларироваться путем подачи нескольких транзитных деклараций в отношении компонентов этого товара, которые указаны в качестве таких компонентов в ПКР или КРНВ, и при определении размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, установленные в отношении разобранного товара в комплектном или завершенном виде.
Вместе с тем, ни положения ТК ЕАЭС, ни положения Решения № 138 не устанавливают в обязательном порядке использовать при таможенном декларировании товаров, поставляемых в несобранном виде по таможенной процедуре «таможенный транзит» ПКР и КРНВ.
Так, компоненты товара в собранном или завершенном виде могут помещаться под таможенную процедуру таможенного транзита с указанием в транзитной декларации кодов таких компонентов в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС как отдельных товаров без привязки к готовому товару, в состав которого они входят согласно ПКР или КРНВ, и размера обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин в отношении заявленных компонентов, как отдельных товаров.
Указанный подход к таможенному декларированию компонентов зависит от желания декларанта, даже при наличии у него ПКР и КРВН.
Таким образом, при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита компонентов разобранного товара наличие и представление таможенному органу ПКР или КРНВ является обязательным условием только в случае применения особенностей, предусмотренных решением Коллегии Комиссии от 07.11.2017 № 138.
3. Вопрос: Для подтверждения страны происхождения товара при ввозе товаров на таможенную территорию ЕАЭС, к которым применяются защитные меры внутреннего рынка, какой формы сертификат происхождения должен представляться таможенному органу. Возможно ли предоставление сертификатов формы СТ-1 или формы СТ «А», применяемые в рамках преференциальной торговли?
Ответ: Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.07.2018 г. № 49 установлены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), согласно пункту 25 при ввозе товара, аналогичного тем, в отношении которых в Союзе применяются меры защиты внутреннего рынка, его происхождение должно подтверждаться сертификатом о происхождении товара, за исключением случаев, когда защитная мера соблюдена (например, уплачена антидемпинговая пошлина), либо общая таможенная стоимость аналогичного товара не превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США.
В рассматриваемом случае для подтверждения происхождения товаров необходимо предоставление «непреференциального сертификата о происхождении товара общей формы», требования, о заполнении которого утверждены Приложением к вышеназванным Правилам (далее – Требования).
При этом пунктом 8 Требований к Правилам установлено, что «в случае если в качестве документа о происхождении товара используется сертификат, применяемый в рамках преференциальной торговли, графа для служебных отметок в таком сертификате должна содержать отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "à des fins non préférentielles".
Таким образом, для подтверждения страны происхождения товаров предоставление форм сертификатов форм «СТ-1» и «А» и других преференциальных сертификатов возможно при условии отметки в графе «для служебных отметок» в таких сертификатах отметку "для непреференциальных целей", "for non-preferential purposes" или "à des fins non préférentielles".
4. Вопрос: Каким образом можно определить значения терминов, используемых в ТН ВЭД ЕАЭС?
Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС) представляет собой классификатор, охватывающий все товары, которые представлены в мировой торговле. При этом в наименованиях позиций используются различные термины. В случаях, когда отдельные термины имеют специальные значения, используемые исключительно в целях классификации товаров по ТН ВЭД ЕАЭС, такие значения приведены в примечаниях к разделам и группам ТН ВЭД ЕАЭС.
В отношении терминов, являющихся общеприменимыми, ТН ВЭД ЕАЭС не содержит каких-либо разъяснений и приводить в ТН ВЭД ЕАЭС значение каждого такого термина не представляется возможным.
При необходимости определения терминов, используемых в ТН ВЭД ЕАЭС на уровне 10-ти разрядного кодового обозначения, они могут быть приведены в дополнительных примечаниях Евразийского экономического союза. Данный подход может быть реализован путем внесения изменений в ТН ВЭД ЕАЭС по предложению уполномоченного органа государства-члена ЕАЭС.
5. Вопрос: Есть ли возможность у участников ВЭД Республики Казахстан получить доступ к базе предварительных решений принятых странами-участницами ЕАЭС?
В соответствии со статьей 27 Таможенного Кодекса ЕАЭС Информация из предварительных решений размещается на официальном сайте ЕАЭС eurasiancommission.org в сети Интернет. Таким образом, база предварительных решений принятых таможенными органами стран-участниц ЕАЭС находится в свободном доступе для всех заинтересованных лиц.
6. Вопрос: Мы подписали контракт с зарубежной фирмой о приобретении программного продукта который будет направлен нам по Интернет-ресурсу, подскажите какой код товара по ТН ВЭД для программного обеспечения?
Для товара «Программное обеспечение» предоставляемое в «Online» режиме код товара по ТН ВЭД ЕАЭС не существует.
В тоже время, программное обеспечение могут быть записаны на магнитном, оптическом (СД-дисках), а также на полупроводниковых носителях (твердотельные энергонезависимые устройства хранения данных), которые классифицируются в товарной позиции 8523 ТН ВЭД ЕАЭС.
7. Вопрос: Казахстанская компания заключила договор на поставку товара с Узбекским предприятием, получит ли освобождение казахстанский экспортер от уплаты экспортной пошлины при отгрузке товара в Узбекистан?
На сегодняшний день, перечень товаров, подлежащих обложению вывозными таможенными пошлинами, вывозимых как в третьи страны, так и в страны Договора о Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 года, а также размер таких вывозных таможенных пошлин, утвержден Приказом Министра национальной экономики от 17 февраля 2016 года № 81 «Об утверждении Перечня товаров, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины, размер ставок и срок их действия и Правил расчета размера ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть и товары, выработанные из нефти». Таким образом, для целей определения товаров, подлежащих обложению вывозными таможенными пошлинами и размеров таких вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые в Республику Узбекистан, необходимо руководствоваться Приказом № 81.
8. Вопрос: Облагается ли импорт сахара белого, происходящего с таможенной территории Украины?
В соответствии со статьей 2 Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011г., (далее – Договор), Сторона не применяет таможенные пошлины и иные платежи, эквивалентные таможенным пошлинам, в отношении экспорта товара, предназначенного для таможенной территории другой Стороны, и/или импорта товара, происходящего с таможенной территории другой Стороны, за исключением случаев, предусмотренных в приложении 1 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью. Приложением 1 к Договору установлены таможенные пошлины, применяемые в отношении импорта товаров в соответствии со статьей 2 Договора. Так, Республика Казахстан применяет в отношении импорта с Украины таможенные пошлины на сахар белый, классифицируемый в товарной позиции 1701 99 100 ТН ВЭД. Таким образом, при ввозе сахара белого из Украины, будет применена таможенная пошлина в размере $ 340 за 1000 кг.
9. Вопрос: На основании какого нормативного документа запрашивается таможенными органами Казахстана непреференциальный сертификат о происхождении на товар, происходящий из Республики Узбекистан, который является участником зоны свободной торговли СНГ?
Решением совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49 утверждены Правила определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза (непреференциальные правила определения происхождения товаров), действующие при ввозе товаров в страны Евразийского экономического союза (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 25 Правил установлено, что в случае применения мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара, происхождение аналогичных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу и общая таможенная стоимость которых превышает сумму, эквивалентную 150 долларам США, подтверждается сертификатом о происхождении товара (за исключением случая подтверждения соблюдения применяемых мер защиты внутреннего рынка).
10. Вопрос: Каким документом утвержден Перечень изъятие товаров Республики Казахстан в рамках ВТО?
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.10.2015 г. № 59 утвержден Перечень товаров Республики Казахстан в рамках ВТО.
11. Можно ли при ввозе товаров из Индии и при их таможенном оформлении предоставить электронную копию сертификата о происхождении товара формы «СТ-А»?
Так как Индия включена в Перечень развивающихся стран пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС, то при ввозе товаров из Индии с 18 апреля до 30 сентября 2020 года включительно при таможенном декларировании товаров достаточно предоставление электронной или бумажной копии сертификатов о происхождении товара, но при условии обязательного последующего представления оригинала указанного сертификата в срок не позднее 6 месяцев с даты регистрации декларации на товары.
В этом случае декларантом пишется от руки или печатается на оборотной стороне копии сертификата обязательство (в произвольной форме) о представлении таможенному органу в указанный срок оригинала сертификата о происхождении товара.
В случае непредставления оригинала сертификата о происхождении товара в вышеуказанный срок, происхождение товара считается неподтвержденным, соответственно, будут взыскана ввозная таможенная пошлина в соответствии с Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
Указанные положения закреплены Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 апреля 2020 года №36.
12. Наша компания собирается ввозить резиновые перчатки из Китая. Перчатки необходимы населению Казахстана для обеспечения безопасности заражения инфекцией. Будут ли при ввозе таких товаров предоставляться какие либо льготы?
В соответствии с Решением Совета ЕЭК № 21 от 16.03.2020г. товар «перчатки резиновые» входит ли в Перечень товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС для предупреждения и предотвращения распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV. По данному товару предусмотрена льгота в виде освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, при условии регистрации декларации на товары для помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления по 30 сентября 2020г. включительно и представления в таможенные органы подтверждения целевого назначения ввозимых товаров, выданного уполномоченным в сфере здравоохранения органом исполнительной власти и содержащего сведения о номенклатуре, количестве, стоимости таких товаров, а также об организациях, осуществляющих ввоз.
13. В соответствии с Решением Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 Исламская Республика Иран входит в перечень развивающихся стран-пользователей системы. В связи с этим, будет ли предоставляться льгота на поставляемый товар при предоставлении сертификата происхождения товара формы СТ-3?
27 октября 2019 года вступило в силу Временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами – членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны.
В соответствии со статьей 6.9 Временного Соглашения, преференциальный тарифный режим предоставляется в отношении происходящих товаров при условии их прямой поставки с территории экспортирующей Стороны на территорию импортирующей стороны.
Решением Коллегии ЕЭК №10 от 22 января 2019 г «О преференциальных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из Исламской Республики Иран и ввозимых на таможенную территорию Евразийского экономического союза», утвержден перечень товаров, в отношении которых применяются преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин, которые значительно ниже чем ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС.
В этой связи, при предоставлении сертификата о происхождении товара форма «СТ-3» применяются преференциальные ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с Временным соглашением.
14. По каким реквизитам произвести оплату таможенных сборов за принятие ПКР?
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Казахстан «Об утверждении ставок таможенных сборов, взимаемых органами государственных доходов» от 05.04.2018г. № 171, таможенный сбор за принятие ПКР составляет 32 000 (тридцать две тысяч) тенге на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул и модификацию.
Оплата таможенных сборов за принятие ПКР осуществляется по реквизитам: Код бюджетной классификации «КБК 106201», Код назначения платежа «КНП 911» в орган государственных доходов по месту регистрации.
15.Является ли принятие ПКР электронной государственной услугой?
Принятие ПКР товара является государственной услугой в соответствии с положениями Приказа и.о. Министра постановления Правительства «Об утверждении реестра государственных услуг» от 31.01.2020г. № 39/НҚ.
Данная государственная услуга оказывается на бумажном носителе и в электронном в виде.
16. Должно ли должностное лицо органов государственных доходов принимать участие при отборе проб и образцов товаров?
Согласно пункту 2 статьи 45 Кодекса при необходимости представляются пробы и (или) образцы товара для проведения таможенной экспертизы, а также фотографии, рисунки, чертежи, паспорта изделий и другие документы, необходимые для принятия ПКР, заверенные печатью заявителя (при ее наличии).
При принятии ПКР пробы и образцы товаров предоставляются Заявителем, в этой связи должностные лица органов государственных доходов при отборе проб и образцов товаров участия, не принимают.
17. Решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде (далее – Решение в несобранном виде)
Решение в несобранном виде, по которому предполагается ввоз товара (оборудования) различными товарными партиями в течение определенного периода времени, особенности, декларирования которого предусмотрены статьей 190 Кодекса, принимается на основании письменного заявления лица уполномоченным органом или территориальным органом государственных доходов.
Территориальным органом государственных доходов Решение в несобранном виде принимается по заявлению лица в случае, если сумма внешнеторгового договора (контракта) менее или равно 200 000 (двести тысяч) долларов США.
Уполномоченным органом (Комитетом государственных доходов) принимается в случае превышения суммы внешнеторгового договора (контракта) более 200 000 (двести тысяч) долларов США.
Форма заявления о принятии Решения о классификации товара в несобранном виде утвержден приказом Министра финансов Республики Казахстан от 16.02.2018г. № 202.