Дата публикации: 07.04.2021 15:45
Дата изменения: 07.04.2021 15:46

Ответ Министерства финансов Республики Казахстан, направленный на запрос касательно мобильных переводов, Депутатам Мажилиса Парламента Республики Казахстан, ДПК «Ак жол».

 

«Уважаемые депутаты!

 

Министерство финансов Республики Казахстан (далее - Министерство), рассмотрев запрос от 4 марта 2021 года № ДЗ-88 касательно мобильных переводов, сообщает следующее.

За счет развития банковских продуктов практически большая часть наличного оборота перешла в безналичную среду. По данным Национального Банка Республики Казахстан за период 2019-2020 годы количество безналичных транзакций выросло более чем в 2,4 раза и достигло 35,3 трлн.тенге, наблюдается стремительное уменьшение объема обналичивания средств с использованием платежных карт с 89,6% в 2015 году до 32,6% по итогам 2020 года.

С введением мгновенных переводов банковский сектор улучшил и расширил доступ лиц к мобильным финансовым операциям. Вместе с тем, мгновенные переводы, предназначенные исключительно для транзакций между физическими лицами, начали повсеместно использоваться в предпринимательской деятельности.

Тогда как, согласно условиям Договора Банка 3 клиент обязуется не использовать Счет и Карту в целях осуществления предпринимательской деятельности.

Тем самым данный банковский сервис используется как инструмент, позволяющий сокрыть реальные обороты и способствует развитию теневых оборотов.

Со стороны государства созданы все условия для комфортного развития бизнеса, порядка 1,2 млн. субъектов микро- и малого бизнеса освобождены от уплаты налогов с дохода на три года и действует трехлетний мораторий на проверки.

При этом в период действия моратория со стороны бизнеса ожидалось добросовестное исполнение всех действующих законодательных норм.

Используя данный вид платежа, со стороны недобросовестных предпринимателей не выдаются кассовые чеки (за 2020 год поступило свыше 17 тысяч жалоб), не отражаются обороты в налоговых отчетностях, переводы поступают в адрес третьих лиц, которые на момент реализации товаров или оказания услуг не имеют к нему отношения или не зарегистрированы в качестве субъектов бизнеса, в итоге нарушаются нормы Налогового кодекса Республики Казахстан, Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» и Гражданского кодекса Республики Казахстан.

В виду широкого распространения переводов в коммерческих целях, Министерством совместно с Национальным Банком Республики Казахстан, Агентством Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка, Ассоциацией финансистов Казахстана и банками второго уровня отрабатываются вопросы законодательного урегулирования и реализации функционала по разделению мобильных переводов на личные и предпринимательские цели, сохраняя действующий механизм.

На сегодня определен ряд предложений и законодательных инициатив:

- использование отдельного счета, предназначенного для предпринимательской деятельности;

- передача сведений по ним в органы государственных доходов (по аналогии действующей нормы Налогового кодекса Республики Казахстан 4 по передаче сведений по POS-терминалам);

- определение понятия «мобильных платежей»;

- разработка системы управления рисками, определяющей с максимальной вероятностью признаки получения доходов с использованием счетов, не предназначенных для предпринимательской деятельности.

Вышеуказанные инициативы не являются новым видом налога и направлены на правильность и полноту отражения сведений в налоговых отчетностях и уплате налогов. При этом отмечаем, что предполагаемые меры не коснутся переводов физических лиц в личных целях.

В 2020 году данные поправки в соответствующие законодательные акты поддержаны и согласованы банковским сектором. В январе текущего года поправки в Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» обсуждены и приняты в рамках заседаний рабочей группы по вопросам налогообложения в Министерстве национальной экономики Республики Казахстан, планируется рассмотрение поправок в сопутствующие законодательные акты.

В целях выявления недобросовестных предпринимателей, помимо предполагаемой системы управлениями рисками, будут собираться комплекс доказательной базы. К примеру, наличие на прилавке торгового объекта информации о приеме переводов и указание номера телефона, наличие жалоб поступающих со стороны потребителей о фактах получения продавцом перевода и не выдачи фискального чека, снижение кассовой дисциплины в течение длительного времени, многократное игнорирование требований и рекомендации органов государственных доходов. По итогам тщательного анализа, в адрес таких лиц будут направлены уведомления для самостоятельного устранения нарушений.

Наряду с этим, некоторые банки уже приступили к реализации необходимых сервисов, АО Kaspi bank разработал мобильное приложение Kaspi Pay для индивидуальных предпринимателей, где покупатели проводят оплату посредством сканирования QR кода через действующее приложение Kaspi. С сентября прошлого года по 30 марта 2021 года количество активных партнеров составило 62 тысячи предпринимателей, за последний месяц текущего года присоединилось более 11 тысяч индивидуальных предпринимателей, объем транзакций составил 65 млрд.тенге и свыше 15 млрд. тенге в неделю. Порядка 3 млн. клиентов банка совершили платежи посредством разработанного приложения.

Таким образом, планируемые поправки не затрагивают личные переводы физических лиц, добросовестных налогоплательщиков и нацелены на повышение эффективности при проведении налогового мониторинга, соблюдение норм законодательства Республики Казахстан, и предотвращение ущерба от уклонения от уплаты налогов.

При этом отмечаем, что в целях безболезненного внедрения, указанные поправки и сроки их реализации будут в обязательном порядке обсуждены с бизнес сообществом.

 

 

С уважением,

Министр Е. Жамаубаев»