Дата публикации: 19.11.2021 20:38
Дата изменения: 19.11.2021 20:30

ПРЕСС-РЕЛИЗ

 

По задержанию 14 автотранспортных средств на казахстанско-российском участке границы мобильными группами ФТС РФ

 

В соответствии с опубликованной ФТС РФ информацией,
16-17 ноября 2021 года на российско-казахстанском участке границы на территории РФ Мобильными группами ФТС РФ проверено 40 грузовых автотранспортных средств, в 14 (35%) из которых выявлены нарушения.

В частности, в статье указано о задержании порядка 300 тонн запрещенных товаров, в том числе немаркированной обуви и парфюмерной продукции, а также обуви с признаками контрафактной продукции.

Необходимо отметить, что в соответствии с решениями ЕЭК о маркировке обувных товаров и парфюмерных изделий, страны ЕАЭС самостоятельно определяют дату введения маркировки по указанным товарам.

На сегодняшний день обязательная маркировка указанных товаров в РК не введена, в связи с чем, контроль их маркировки в РК не осуществляется.

При этом, в РФ введена обязательная маркировка обуви и парфюмерной продукции с 1 июля и с 1 октября 2020 года соответственно, в связи с чем, ФТС РФ проводится проверка по выявлению немаркированной продукции.

Кроме того, необходимо учесть тот факт, что перемещение через казахстанско-российскую границу осуществляют автотранспортные средства не только из РК, но и из КР.

КГД МФ РК запрошена информация у ФТС РФ по выявленным нарушениям и страны отправления товаров, в результате установлено, что 7 из 14 автотранспортных средств проследовали в РФ из КР транзитом через РК. 

 

В свою очередь КГД МФ РК при проведении мониторинга на казахстанско-российском участке границы установлены многочисленные нарушения.

К примеру, только по РФ доля лжетранзита в 2019 году составила 27% (11,2 тыс. фактов), т.е. заявленный как транзит товар остался на территории РК без уплаты НДС на импорт.

Также за указанный период установлено 8,1 тыс. фактов ввоза товаров из РФ в адрес фиктивных получателей РК, в том числе непричастными экспортерами РФ.

За счет применения навигационных пломб и проведения тематических налоговых проверок, в 2020 году удалось сократить лжетранзит до 12%, в текущем году лжетранзит сокращен до 1,1% (405 фактов).

В целях исключения оформления документов на непричастных к импорту лиц запущен пилотный проект по СНТ, за счет чего в текущем году сокращен ввоз товаров в адрес фиктивных получателей до 158 фактов.

Также установлено, что налогоплательщики РФ уклоняются от  уплаты экспортных пошлин на пшеницу путем вывоза из РФ в РК и дальнейшей ее реализации в третьи страны.

Так, с 2019 года из РФ в РК ввезено 1 762 тыс. тонн пшеницы, которая в дальнейшем реализована в третьи страны. Кроме того, по 235,2 тыс. тонн не уплачен НДС на импорт в РК.

Кроме того, одной из текущих проблем на казахстанско-российской границе является ввоз в РК из РФ легковых автомобилей с правым расположением руля под видом запчастей.

Таможенная очистка автомашин с правосторонним расположением руля, производится в РФ на Дальнем Востоке, также под видом запчастей.

С апреля 2021 года на АПП организован учет указанных автомобилей, в рамках которого установлено, что под видом запчастей на территорию ЕАЭС ввезено 2 205 легковых автотранспортных средств под видом запчастей.

В результате нарушения порядка классификации данного товара таможенными органами РФ предполагаемые потери пошлин для бюджета стран ЕАЭС за вышеуказанный период времени по самым скромным подсчетам составили порядка в 1,7 млн. евро.

Кроме того, по данным МВД РФ, 88 тыс. автотранспортных средств, которые эксплуатируются на территории РК на государственных регистрационных номерных знаках РФ, не состоят на учете в РФ. Из них порядка 5,2 тыс. автотранспортных средств с правосторонним расположением руля, по которым, по мнению
КГД МФ РК, таможенная очистка проведена также под видом запасных частей, соответственно, потери пошлин для бюджета стран ЕАЭС могут быть значительно больше.

В этой связи, в целях совместного противодействия теневому товарообороту проведен ряд рабочих встреч КГД МФ РК с ФТС РФ, в рамках которых достигнут ряд договоренностей, в том числе по обмену сведениями о выявленных нарушениях во взаимной торговле, по обмену данными об экспортных операциях в целях усиления администрирования, а также предотвращения ввоза товаров в адрес фиктивных получателей.

Работа по взаимодействию между фискальными органами будет продолжена.