
На сегодняшний день основная работа проводимая в рамках налоговый СУР, это:
- категорирование налогоплательщиков
- камеральный контроль
- отбор налогоплательщиков
СУР регламентируется нормами Налогового кодекса, Предпринимательского кодекса, приказами Министра финансов и Министра национальной экономики (открытая часть для бизнеса) и Приказами Председателя КГД (закрытая, т.е. конфиденциальная часть).
Данная структура соответствует рекомендациям Всемирного банка и лучшим мировым практикам.
Таким образом, через открытые критерии реализовывается стратегия управления рисками: чем выше уровень добросовестности налогоплательщика, тем меньше давление налогового администрирования и наоборот.
Далее, наращивание потенциала СУР по налоговому администрированию достигнуто через реализацию предотвращение риска, а не возмещения ущерба – путем реализации пилотного проекта по ограничению выписки ЭСФ высокорисковым налогоплательщикам. На текущий день, в бюджет в рамках данного пилота поступило 16 млрд.тенге.
Следует отметить, отбор высокорисковых налогоплательщиков осуществляется преимущественно на центральном уровне посредством новой информационной систему ИС СУР.
В целом, результаты автоматизации СУР следующие:
- разработано 26 моделей рисков (произведено 60 запуск);
- в бюджет поступило 132 млрд.тенге (в 2018 году – 47 млрд.тенге, в 2019 – 85 млрд.).
Модернизация информационных систем, содержащих огромный совокупный объем информации, а также интеграции данных других государственных органов позволил КГД увеличить массив необходимой информации и обеспечить качество аналитики СУР. Таким образом, органы государственных доходов концентрируют свое внимание только на тех предприятиях, которые наносят или могут нанести ущерб экономической безопасности страны.