Дата публикации: 15.01.2015 15:51
Дата изменения: 20.07.2015 11:19

Статья 587. Результаты камерального контроля

1. В случае выявления нарушений по результатам камерального контроля оформляются:

по нарушениям с высокой степенью риска уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений;

по нарушениям со средней степенью риска извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Извещение о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, направляется налогоплательщику (налоговому агенту) в срок, установленный подпунктом 7) пункта 2 статьи 607 настоящего Кодекса, для сведения и не является обязательным для исполнения.

Форма извещения о нарушениях, выявленных по результатам камерального контроля, устанавливается уполномоченным органом.

Положения настоящего пункта не распространяются на нарушения с незначительной степенью риска, выявленные по результатам камерального контроля.

2. Исполнение уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, осуществляется налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается представление налогоплательщиком (налоговым агентом) одного из следующих документов:

1) налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

2) пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего требованиям, установленным настоящей статьей;

3) жалобы на действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы по направлению такого уведомления.

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет в органы налоговой службы налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик (налоговый агент) представляет один из следующих документов:

1) пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе - в налоговый орган, направивший уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

2) жалобу на действия (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы по направлению уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, - в вышестоящий орган налоговой службы.

2-1. Пояснение, указанное в пункте 2 настоящей статьи, должно содержать:

1) дату подписания пояснения налогоплательщиком (налоговым агентом);

2) фамилию, имя и отчество (при его наличии) либо полное наименование лица, представляющего пояснение, его место жительства (место нахождения);

3) идентификационный номер налогоплательщика (налогового агента);

4) наименование налогового органа, направившего уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля;

5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями;

6) перечень прилагаемых документов.

В случае если в качестве основания для несогласия лица, представляющего пояснение, с указанными в уведомлении нарушениями указываются подтверждающие документы, то копии таких документов, кроме налоговой отчетности, прилагаются к пояснению.

3. Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 настоящего Кодекса.

4. По результатам камерального контроля, проводимого в соответствии с пунктом 6 статьи 37-1 и пунктом 7 статьи 43 настоящего Кодекса, налоговый орган составляет заключение по форме, установленной уполномоченным органом.

При этом датой завершения камерального контроля является дата составления заключения, указанного в настоящем пункте.

КОММЕНТАРИИ

ИСПОЛНЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ  ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Статья 587 Налогового кодекса устанавливает порядок исполнения налогоплательщиком уведомлений об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля.

В случае, если налогоплательщик согласен с нарушениями, указанными в уведомлении об устранении нарушений по результатам камерального контроля, то он должен представить дополнительную налоговую отчетность. Порядок представления дополнительной налоговой отчетности установлен статьей 70 Налогового кодекса. Правила составления налоговой отчетности по видам налогов и других обязательных платежей утверждаются приказом Министра финансов Республики Казахстан.

СИТУАЦИЯ 1

ТОО «Асыл» получило от районного управления государственных доходов уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в котором указывалось, что в 4 квартале 2013 года сумма зачета по НДС превышает сумму оборота по реализации его контрагента ТОО «Алуа» на сумму 1 млн.тенге. При анализе своей налоговой отчетности, а также счетов-фактур, полученных от ТОО «Алуа», сотрудники ТОО «Асыл» установили, что действительно отразили несколько счетов-фактур дважды.

 

ВЫВОД

ТОО «Асыл» в данном случае обязано в течение тридцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, представить дополнительную декларацию по НДС за 4 квартал 2013 года. В данной декларации необходимо исключить сумму НДС, отнесенного в зачет. Т.е. отразить ее в дополнительной налоговой декларации со знаком минус (- 1 млн.тенге). Также заполнить реестр счетов-фактур (документов на выпуск товаров из госматрезерва) по приобретенным товарам, работам, услугам в течение отчетного налогового периода. При этом, в данном случае производится удаление из реестра ранее указанного ошибочного счета-фактуры. Для удаления ошибочного счета-фактуры в дополнительном Реестре указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра за период, в который вносятся изменения, указываются ранее отраженные реквизиты граф В, С, D, E, F, G, а в графах Н, I, J, указываются ранее отраженные суммы со знаком минус. Далее новой строкой вводится счет-фактура с правильными реквизитами и суммами.

При этом, налоговую отчетность можно представить по выбору:

1) в явочном порядке - на бумажном носителе;

2) по почте заказным письмом с уведомлением - на бумажном носителе;

3) в электронном виде, допускающем компьютерную обработку информации, - посредством системы приема и обработки налоговой отчетности.

Электронные налогоплательщики могут исполнить уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, через Кабинет налогоплательщика.

 

СИТУАЦИЯ 2

ТОО «Қазы» получило от районного управления государственных доходов уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в котором указывалось, что в 4 квартале 2013 года сумма зачета по НДС превышает сумму оборота по реализации его контрагента ТОО «Алуа» на сумму 1 млн.тенге. При анализе своей налоговой отчетности, а также счетов-фактур, полученных от ТОО «Алуа», сотрудники ТОО «Қазы» установили, что действительно отразили несколько счетов-фактур по данному контрагенту, но на меньшую сумму  500 тыс.тенге.

 

ВЫВОД

ТОО «Қазы» в данном случае частично согласилось с нарушением и обязано в течение тридцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, представить за 4 квартал 2013 года дополнительную декларацию по НДС. В данной декларации необходимо исключить сумму НДС, отнесенного в зачет. Т.е. отразить ее в дополнительной налоговой декларации со знаком минус (- 500 тыс.тенге). Также заполнить реестр счетов-фактур (документов на выпуск товаров из госматрезерва) по приобретенным товарам, работам, услугам в течение отчетного налогового периода. При этом, в данном случае производится удаление из реестра ранее указанного ошибочного счета-фактуры. Для удаления ошибочного счета-фактуры в дополнительном Реестре указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного Реестра за период, в который вносятся изменения, указываются ранее отраженные реквизиты граф В, С, D, E, F, G, а в графах Н, I, J, указываются ранее отраженные суммы со знаком минус. Далее новой строкой вводится счет-фактура с правильными реквизитами и суммами.

По оставшейся сумме в 500 тыс.тенге необходимо представить пояснение по выявленным нарушениям.

Такое пояснение должно содержать:

1) дату подписания пояснения;

2) полное наименование, место нахождения ТОО «Қазы»;

3) идентификационный номер ТОО «Қазы»;

4) наименование органа государственных доходов, направившего уведомление;

5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия с нарушениями, указанными в уведомлении;

6) перечень прилагаемых документов (копии счетов-фактур или актов сверки).

В случае если в пояснении идет ссылка на подтверждающие документы, то необходимо приложить копии таких документов, кроме налоговой отчетности, к пояснению.

 

СИТУАЦИЯ 3

ТОО «Алма» получило от районного управления государственных доходов уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в котором указывалось, что в 4 квартале 2013 года сумма зачета по НДС превышает сумму оборота по реализации его контрагента ТОО «Эйр 3» на сумму 1 млн.тенге. При анализе своей налоговой отчетности, а также счетов-фактур, полученных от ТОО «Эйр 3», сотрудники ТОО «Алма» установили, что сумма указана в декларации ими верно, при этом данная сумма подтверждается имеющимися у них авиабилетами, купленными у ТОО «Эйр 3».

 

ВЫВОД

ТОО «Алма» в данном случае необходимо в течение тридцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, представить дополнительную декларацию по НДС. В данной декларации необходимо исключить из реестра счетов-фактур (документов на выпуск товаров из госматрезерва) по приобретенным товарам, работам, услугам в течение отчетного налогового периода суммы, отраженные им ранее по авиабилетам, купленным у ТОО «Эйр 3».

 

ИСПОЛНЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПУТЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОЯСНЕНИЯ 

1. В случае, если налогоплательщик не согласен с нарушениями, указанными в   уведомлении об устранении нарушений по результатам камерального контроля, то он вправе представить пояснение.

СИТУАЦИЯ 4

ТОО «Лиман» получило от налогового управления уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в котором указывалось, что в декларации по корпоративному подоходному налогу за 2012 год завысило вычеты по расходам на оплату труда своих работников на сумму 1,5 млн.тенге. При анализе своей налоговой отчетности сотрудники ТОО «Лиман» установили, что сумма указана в декларации ими верно, что подтверждается имеющимися у них первичными документами.

ВЫВОД

ТОО «Лиман» в данном случае несогласно с нарушением и вправе в течение тридцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, представить пояснение. Пояснение представляется налогоплательщиком в произвольной форме, но с обязательным отражением в нем:

1) дату подписания пояснения;

2) полное наименование лица ТОО «Лиман», его место нахождения;

3) идентификационный номер ТОО «Лиман»;

4) наименование органа государственных доходов, направившего уведомление;

5) обстоятельства, являющиеся основанием для несогласия с нарушениями, указанными в уведомлении;

6) перечень прилагаемых документов.

 

СИТУАЦИЯ 5

ТОО «Жағалау» получило уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в котором районное управление государственных доходов указывает, что ТОО «Жағалау» в Расчете по корпоративному подоходному налогу,
удерживаемому у источника выплаты с дохода нерезидента (форма 101.04), за 2 квартал 2013 года необоснованно применило освобождение от индивидуального подоходного налога с дохода физических лиц – нерезидентов на сумму 1,5 млн.тенге. ТОО «Жағалау» представило письмо о том, что согласно с нарушениями, но исполнит уведомление после того как выйдет на работу бухгалтер этого ТОО.

ВЫВОД

В данном случае уведомление, направленное ТОО «Жағалау», считается неисполненным, поскольку в случае согласия налогоплательщика с нарушениями, указанными в уведомлении, такой налогоплательщик обязан в течение тридцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления представить дополнительный расчет за период, указанный в уведомлении.

 

СИТУАЦИЯ 6

ТОО «Басшы» получило уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля. ТОО «Басшы» представило в районное управление государственных доходов письмо о том, что несогласно с нарушениями, так как считает, что нарушение в данном случае выявлено у его контрагента. При этом, никаких обстоятельств, доказывающих его несогласие с указанными в уведомлении нарушениями, ТОО «Басшы» не отразило в данном письме. Также ТОО не приложило никаких документов.

ВЫВОД

В данном случае уведомление, направленное ТОО «Басшы», считается неисполненным, поскольку оно не указало обстоятельств, являющихся основанием для его несогласия с указанными в уведомлении нарушениями, а также не приложило никаких документов, которые доказывают его правоту.

ИСПОЛНЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ ПУТЕМ НАПРАВЛЕНИЯ ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕНЫХ ДОХОДОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ТАКОГО УВЕДОМЛЕНИЯ 

  

4. В случае, если налогоплательщик не согласен с нарушениями, указанными в   уведомлении об устранении нарушений по результатам камерального контроля, то он также вправе представить жалобу на действия (бездействие) должностных лиц органов государственных доходов по направлению такого уведомления в вышестоящий орган государственных доходов.

5. Согласно статье 18 Налогового кодекса органы государственных доходов подчиняются непосредственно по вертикали соответствующему вышестоящему органу государственных доходов. К органам государственных доходов относятся территориальные подразделения Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан по областям, городам Астаны и Алматы, по районам, городам и районам в городах, органы государственных доходов на территориях специальных экономических зон.

6. При этом, помимо того, что жалоба на действия (бездействие) должностных лиц согласно Закону Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» подлежит обязательному приему, регистрации, учету и рассмотрению (как и представленное в районное управление государственных доходов пояснение) по итогам рассмотрения такой жалобы орган, рассмотревший эту жалобу, в обязательном порядке информирует заявителя о результатах рассмотрения его обращения и принятых мерах.

СИТУАЦИЯ 7

ТОО «Жания» получило от Управления государственных доходов по Бостандыкскому району г. Алматы уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в котором указывалось, что в 4 квартале 2013 года сумма зачета по НДС превышает сумму оборота по реализации его контрагента ТОО «Орта жуз» на сумму 3 млн.тенге. При анализе своей налоговой отчетности, а также счетов-фактур, полученных от ТОО «Орта жуз», сотрудники ТОО «Жания» установили, что сумма указана в декларации ими верно, что подтверждается имеющимися у них счетами-фактурами и актом сверки с ТОО «Орта жуз».

ВЫВОД

ТОО «Жания» в данном случае не согласно с нарушением и вправе в течение тридцати рабочих дней со дня вручения (получения) уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, направить в Департамент государственных доходов по г. Алматы жалобу на действия (бездействие) должностных лиц Управления государственных доходов по Бостандыкскому району г. Алматы по направлению такого уведомления.

В случае, если ТОО «Жания» будет не согласно с решением Департамента государственных доходов по г.Алматы, то оно вправе обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Управления государственных доходов по Бостандыкскому района г. Алматы по направлению такого уведомления в Комитет государственных доходов Министерства финансов РК или в суд.

 

ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ РАСХОДНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРИЧИНЕ НЕИСПОЛНЕНИЯ УВЕДОМЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КАМЕРАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ

 

6. Неисполнение в установленный срок уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, влечет приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика в соответствии со статьей 611 Налогового кодекса.

7. В случае неисполнения уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, приостановление расходных операций по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента) производится по истечении пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для исполнения уведомления по результатам камерального контроля.

СИТУАЦИЯ 8

ТОО «Али» получило от районного налогового управления уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, которое было направлено в электронном виде в веб-приложение Кабинет налогоплательщика 3 февраля 2014 года, срок исполнения данного уведомления истекает 18 марта 2014 года. Налогоплательщик исполнил данное уведомление 26 марта 2014 года.

ВЫВОД

Расходные операции по банковским счетам (за исключением корреспондентских) налогоплательщика (налогового агента) приостанавливаются по истечении пяти рабочих дней со дня истечения 30 рабочих дней, предоставленных налогоплательщику для исполнения уведомления по результатам камерального контроля.

В данном случае расходные операции за неисполнение уведомления по результатам камерального контроля  должны быть приостановлены 28 марта 2014 года. Учитывая, что налогоплательщик исполнил уведомление по результатам камерального контроля 26 марта 2014 года, налоговый орган не вправе приостанавливать расходные операции ТОО «Али».

 

СИТУАЦИЯ 9

ТОО «Тогжан» направлено уведомление по результатам камерального контроля, в котором указано, что оно не отразило реализацию в адрес своих контрагентов ТОО «Жан» и ТОО «Нурж». Налогоплательщик исполнил уведомление путем представления дополнительной налоговой отчетности с указанием оборота по реализации, однако в представленном реестре счетов-фактур по реализации не отразил обороты по реализации с указанными контрагентами.

ВЫВОД

В данном случае уведомление по результатам камерального контроля считается неисполненным, поскольку согласно пункту 2 статьи 270 Налогового кодекса одновременно с декларацией по НДС представляются реестры счетов-фактур по приобретенным и реализованным в течение налогового периода товарам, работам, услугам, являющиеся приложением к декларации.

Приложения к декларации по НДС предназначены для детального отражения в них информации об исчислении налогового обязательства, используемой органами государственных доходов для целей налогового контроля.

ТОО «Тогжан» не отразило нарушения, указанные в уведомлении, в своей налоговой отчетности, следовательно, расходные операции данного ТОО приостанавливаются за неисполнение уведомления.

 

СИТУАЦИЯ 10

ТОО «Асқартау» направлено уведомление по результатам камерального контроля, в котором указано, что ему необходимо исключить из зачета сумму НДС и из вычетов по корпоративному подоходному налогу сумму расходов по взаиморасчетам с налогоплательщиком, признанным судом лжепредприятием. ТОО исполнило уведомление путем представления дополнительной налоговой декларации по НДС с исключением из зачета НДС по счетам-фактурам, выписанным лжепредприятием. При этом,  налоговое обязательство по  корпоративному подоходному налогу не исполнено, т.е. дополнительная налоговая отчетность либо пояснение не представлены.

ВЫВОД

В данном случае уведомление по результатам камерального контроля ТОО «Асқартау» в полном объеме не исполнено, следовательно, расходные операции данного ТОО за неисполнение уведомления приостанавливаются.

 

СИТУАЦИЯ 11

ТОО «Батыс» получило уведомление об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, в котором указывалось, что сумма зачета по НДС превышает сумму оборота по реализации его контрагента ТОО «Арай» на сумму 1 млн.тенге и контрагента ТОО «Ай-Нур» на сумму 0,5 млн.тенге. ТОО «Батыс» представило дополнительную по уведомлению декларацию по НДС, отразив в ней только сумму в размере 1 млн.тенге по ТОО «Арай». По ТОО «Ай-Нур» на сумму 0,5 млн.тенге ни налоговая отчетность, ни пояснение, ни жалоба не представлены.

ВЫВОД

ТОО «Батыс» в данном случае не исполнило уведомление в полном объеме, соответственно, расходные операции данного ТОО за неисполнение уведомления подлежат приостановлению.