Дата публикации: 22.01.2015 19:01
Дата изменения: 22.01.2015 19:04

С 1 января 2015 года  физические и юридические лица, осуществляющие  хранение, оптовую и розничную реализацию алкогольной продукции обязаны уплатить ежегодный лицензионный сбор

 

Норма введена Законом Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 210-V ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции».

Ежегодный лицензионный сбор уплачивается в зависимости от административно-территориальной единицы:

•          в столице, городах республиканского и областного значения – 100 МРП;

•          в городах районного значения и поселках - 70 МРП;

•          в сельских населенных пунктах - 30 МРП.

Указанные поправки в законодательство были внесены во исполнение поручения Главы Государства от 11 февраля 2013 года № 01-25.30, с целью сокращения потребления алкогольной продукции, ограничению мест продаж и упорядочению правил торговли алкогольной продукции.

Так, из Концепции законопроекта «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» следует, что алкогольная продукция, на сегодняшний день, не являясь продуктом первой необходимости, реализуется во всех магазинах, торговых домах и рынках (по данным налоговой службы их более 40 тысяч), что создает беспрепятственный доступ населения к алкоголю.

К примеру, в городских населенных пунктах, практически под каждым многоэтажным жилым домом расположен продуктовый магазин, торгующий спиртными напитками, а в некоторых случаях по два и более магазина. Соответственно высокая плотность точек продаж алкоголя повышает ее продажу и потребление.

Свободный доступ населения к потреблению алкогольной продукции обуславливает ряд негативных факторов, влияющих на международный имидж Республики Казахстан и на внутреннюю криминогенную ситуацию.

Указанная норма также обсуждались на заседаниях Рабочей группы в Комитете государственных доходов МФ РК по разработке законопроекта размеры ставок сбора с представителями бизнес – сообществ, в том числе, с представителями Национальной палатой предпринимателей,  Ассоциацией «КазАлко»,ОЮЛ «Союза пивоваров Казахстана»,  Союза виноделов Казахстана,  Ассоциация «АлкоИмпорт,  Форума предпринимателей Казахстана,  Ассоциации торговых предприятий и т.д.

Необходимо учесть, что ранее при разработке законопроекта предлагались другие альтернативные методы сокращения мест продаж, путем реализации алкогольной продукции только через спецмагазины, которые должны были соответствовать определенным требованиям.

В случае принятия этой нормы необходимо было бы порядка в 20 тысячи магазинах прекратить реализацию алкогольной продукции.

Более того, отмечается, что согласно отчетных данных, основной доход магазинов – субъектов малого предпринимательства складывается не от продажи спиртных напитков. Так,  по итогам 2013 и 2014 годов объемы реализации алкогольной продукции в розничной сети более чем у 60% магазинов составили не более одного литра в день.

 

Комитет государственных доходов МФ РК