Согласно Плану нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева будет проведена интеграция таможенной и налоговой систем (импорт товаров будет отслеживаться в целях налогообложения от момента его ввоза на территорию Казахстана до его реализации конечным потребителям).
В целях реализации названного мероприятия на 1-ом этапе с 1 января 2016 года предлагается внедрить сопроводительные накладные на импортируемуюподакцизную продукцию (алкоголь, ГСМ).
В настоящее время данный механизм применяется в отношении алкогольной продукции (СНА) и нефтепродуктов (СНН) при их перемещении только внутри республики. Сопроводительные накладные на подакцизную продукцию заполняются с 1999 года на бумажном носителе, с 2011 года – в электронном виде, что позволяет осуществлять контроль за перемещением алкогольной продукции и нефтепродуктов.
На 2-ом этапе с 1 июля 2016 года предполагается внедрение сопроводительных накладных на табак и табачные изделия (СНТИ) при их перемещении внутри республики и импорте.
Следует отметить, что налогоплательщики, осуществляющие перевозку грузов автомобильным транспортом, также используют бумажную форму товарно-транспортных накладных (ТТН).
На 3-ем этапе реализации интеграции таможенной и налоговой систем с 1 января 2017 года предполагается введение электронных сопроводительных накладных на товары (СНТ) при импорте всех товаров и перемещении по территории республики, которая должна заменить все вышеперечисленные сопроводительные накладные (СНА, СНН, СНТИ, ТТН).
Предлагается СНТ представлять в органы государственных доходов:
при перемещении товаров по территории РК – не позднее дня начала.
перемещения;
при ввозе товаров на территорию Республики Казахстан:
с территории государств, не являющихся членами Таможенного союза, не позднее дня, следующего за днем выпуска товаров в свободное обращение;
с территории государств-членов ЕАЭС – не позднее дня пересечения государственной границы РК, что позволит осуществлять сквозной контроль за товарами с момента импорта или производства до реализации конечному потребителю.
В свою очередь сквозной контроль позволит минимизировать факты нелегального ввоза товаров и уклонения от уплаты налогов.
Следует отметить, что в Грузии имеется аналогичный опыт применения электронных ТТН налогоплательщиками, осуществляющими ввоз товаров, при котором контроль за дальнейшим перемещением товаров осуществляется проверками на наличие электронных ТТН в информационной системе (ИС) уполномоченного государственного органа. При этом налогоплательщик (продавец/покупатель товаров) делает соответствующую отметку в ИС.
Европейский союз с 1 января 2011 года ввёл обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств-членов ЕС в рамках Новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS).
Преимуществами NCTS являются:
- электронный ввод данных и предварительное уведомление;
- отслеживание транспортных средств;
- подключение к системе трейдеров и перевозчиков;
- контроль и мониторинг на пограничных переходах в системе реального времени;
- систематизация и анализ рисков.